|
|
|||||
Замена заднего ступичного подшипника Конструкция задней ступицы довольно архаичная, но, тем не менее, достаточно надёжная. Используется два шариковых подшипника качения, между ними расположена дистанционная втулка, обеспечивающая неподвижность внутренних колец подшипников. Приводной вал присоединяется к фланцу ступицы, на который надевается передний фланец, к которому прикручивается колесо. Фиксируется этак конструкция огромной корончатой гайкой на "36", зашплинтованной. Что требуется для замены подшипника? Список такой:
Порядок действий
Осматриваем внтуреннюю поверхность ступицы. Всё должно быть гладенько и без зазубрин. Если разбито - попали на рычаг. Но это довольно редко. Приведя всё в порядок, приступаем к измерениям. Понадобится штангельциркуль с глубиномером. Замеряем расстояние между опорной поверхностью наружного подшипника в ступице и наружным кольцом внутреннего подшипника, как показано на рисунке. Пусть это некоторая величина В. Измеряем длину дистанционной втулки. Пусть будет А. Далее по нехитрой формуле рассчитываем толщину регулировочного кольца С=А-В-Х, где Х - максимально допустимый зазор подшипников ступицы. Для этой машины - 0,05 - 0,1 мм. Чтобы было понятнее, привожу ещё два рисунка - схему ступицы и разобранную. Обе из фирменного справочника BMW. Сборку производим в следующем порядке:
Замена переднего ступичного подшипника Вслед за задним подшипником полетел и передний. Лёгкий хруст спереди может привести к тому, что придётся менять всю стойку, поэтому затягивать с этим делом не советую. Конструкция передней оси аналогична многим иномарочным - конусная ось и два конических роликовых подшипника. Что требуется для замены:
Порядок действий
Чистим, смотрим. При износе конуса стойки попадаем на хорошие бабки, но, думаю, этого не случиться, если хруст подшипника услышали вовремя. Сборку производим в следующей последовательности:
Как отрегулировать зазор:
Замена подушки задней балки (гуммилагера) Наблюдаемый дефект - стук при разгоне или троганьи с месте, подруливание задних колёс при проезде неровностей. Лучше лечить сразу, а не ждать, когда навернётся тяга - кузовных работ не миновать. Конструкция задней балки довольно простая - косые рычаги крепятся через сайлент-блоки к поперечной балке, а та, в свою очередь, через две подушки (гуммилагеры) и редуктор заднего моста (опять же посредством тяги) к кузову. Если смотреть по схеме, то заменяемая деталь имеет номер 2. В стандартном исполнении развал задней оси не регулируется, так что если "колёса домиком" (т.е. развал превышает положенные отрицательные 1-2 градуса) - ищите виновника либо в пружинах, либо в чашках стойки. Сделать развал задней оси регулируемым (например, для повышения устойчивости в поворотах ещё больше увеличить отрицательный развал) можно при помощи эксцентриковых шарниров вместо цельных сайлент-блоков крепления рычагов задней подвески. Для замены нужно:
Порядок действий:
Проблемы могут быть одного типа - гайки давно не отворачивались и прикипели. У меня так было с одним из внутренних шестигранников - грани "облизаны". Приваривать нормальный болт и отворачивать. К остальным подлезть сложнее, там надо будет крутить. На помощь придёт тормозная жидкость, WD и газовая горелка как самый крайний случай для прогрева. Да, один из болтов крепления гумми к балке, который ближе к колесу, можно срубить зубилом, в крайнем случае. Замена реактивных тяг стабилизатора Автомобили с 6-ти цилиндровыми двигателями имеют стабилизатор на задней оси. Крепится он к балке и соединяется с рычагами посредством тяг и сайлент-блоков. Выглядит это дело так: Рычаг подвески находится между верхними сайлент-блоками 4 и на схеме не показан. Для замены понадобится:
Порядок действий:
Проблемы: поскольку гайки находятся в довольно агрессивной среде, всё закисает намертво и болт, после снятия стабилизатора, вверх не выбивается. Газовой горелку срезать шляпку наверху и выбить болт вниз. Стяжник при установке не нужен - стабилизатор достаточно сильно сжимает все резинки, чтобы можно было надеть остальные детали. После того, как задняя ось перестала греметь, будем устанавливать диски на 15" и резиной 205/60R15. Колёса Автомобиль "с завода" оснащается 13" колёсами, либо стальными 5.5"х13 ширина, вылет 18, либо литыми такой же размерности, либо литыми размерности 6"х13. Вылет так же 18. Сверловка ступицы 4х100, центральное отверстие 57,1 мм. Разумеется, для современного автомобиля это немного. Да и выглядит машина на таких дисках как на тонких ножках. На лето, при наличии хороших дорог, на автомобиль можно смело ставить 15". Диски максимального размера, которые влезут на е21 н а переднюю подвеску - 7"х15" ET13. При меньшем вылете или большей ширине упрётся в рулевой наконечник. Если найдёте диски бОльшей ширины или с бОльшим вылетом - только на проставках ставить, а это не самый лучший вариант. Резина в этом случае только низкопрофильная - 195/55 или 205/50. Если профиль выше, например 195х60 - задевает за передний фартук при поворотах. Диски с таким крепежем - у VW B3/B4, Opel Vectra. Диски искать либо от них (но вылет проверять в любом случае, так как нередки диски с вылетом ЕТ25 и более, которые не подходят), либо под размер подходящие. Можно найти диски Alpina 15", но они очень дороги - до 600 долларов. Выпускается итальянская Replica - очень бюджетная, но найти нелегко. Наконец, диски с нужными параметрами делала BBS - тоже встречаются иногда. Все эти диски - только б/у - новые диски с таким вылетом практически никто не выпускает и стоят они очень дорого. Из новых дисков - Alessio для Пежо 206 в комплекте с центрирующим кольцом - имеет нужный вылет ЕТ12, сверловку, но большое ЦО, что устраняется центровочным кольцом (обычно в комплекте с диском). Работы на КПП - замена сальников и ремонт кулисы привода Автомобили с кузовом Е21, как правило, уже далеко не молодые, и механический износ у них довольно таки сильный. Это справедливо относится и к довольно нагруженной части трансмиссии - коробки переключения передач. Конструктивно всё довольно просто - КПП жёстко прикручена к двигателю, в задней части через сайлент-блок и траверсу крепится к кузову. Привод механизма переключения передач осуществляется специальной кулисой, состоящей из двух обычных шарниров и одного шарового. Износу шаровый обычно не подвержен, а вот обычные - за 20 лет существования автомобиля приходят в полную негодность. Симптомы - огромные ходы рычага КПП в салоне, нечёткие включения и т.п. В общем, ремонтировать. Лучше совместить с процессом замены сальников, о чём будет написано ниже. Прежде всего, если ремонтируете только кулису - КПП снимать не надо, но опустить придётся. Порядок следующий:
Причиной плохо включения обычно являются изношенные бронзовые втулки в деталях 8 и 3 (в нижней части). Втулки выпрессовывайте (не пытайтесь даже выбивать, усилие запрессовки там около 50 кг, а чтобы выпрессовать, надо не меньше), берите детали 8, 3 и 7 и едете к токарю. Втулки заказывайте из бронзы точно под размер, внешний диаметр должен быть равен внутренниму диаметру на деталях 8 и 3, внутренний диаметр втулки - диаметру осей шарниров детали 7. По опыту советую добавить окол 0.1 мм - когда запрессуете втулки, они довольно сильно усядутся и шарнир будет ходить очень туго. Не стоит делать втулки из фторопласта - переключатся будет идеально, но недолго - мягковат. Если есть возможность - из капролакта можно сделать - тоже вечные почти. Сайлент-блок 10 так же довольно сильно изнашивается. Едете в магазин с запчастями под русские машины и покупаете подушку радиатора для УАЗ (самого обычного, а не нового). Выглядит как сайлент блок с круговой прорезью посередине, в комплекте с болтом, мощной шайбой и гайкой. Поскольку головка у болта с квадратным выступом для фиксации, отверстие в кронштейне 6 надфилем сделайте под размер головки. И ещё, коли уж разобрали всё, снимите стопорное кольцо 9 и выньте шаровый шарнир - там два вкладыша, состояние неплохо бы проверить, при необходимости заложить смазку. Если убиты - выточить из фторопласта у того же токаря. Сборку производить в последовательности:
Вся работа занимает около 2-х часов без работы токаря. Если давно не разбирали и все болты, особенно на выхлопе, заржавели - заметно больше. Замену сальников КПП производить лучше одновременно с кулисой. Для хорошего доступа к местам установки сальников КПП лучше снять. Снять карданный вал и выхлоп, подвести стойку под КПП, немного опустить. Открутить привод спидометра, снять рабочий цилиндр сцепления, отсоеденить датчик заднего хода, открутить болты, крепящие КПП к мотору. Стартерные болты открутить все, включая тот, который крпит стартер к блоку. Откручивать лучше от задней части КПП, используя карданный шарнир на ключах и удлинитель около 70-80 см длиной - по другому к этим болтам подлезть очень сложно. После того как открутили, аккуртно подать КПП вниз и назад. После снятия лучше поставить в вертикальном положении, хвостовиком вверх. Передний сальник течёт очень редко, а вот хвостовик и шток КПП - болезнь. Сальниками лучше запастить зараннее, подходит с русских машин или нет - не знаю - оригинальные стоят копейки. Для снятия хвостовкика нужна хорошая глубокая головка на 40 или накидной изогнутый ключ. Для фиксации хвостовика вставьте в него карданный болт. Так же желательно, чтобы коробка была зафиксирована - откручивать надо рывком, да и момент там немаленький. После откручивания хвостовки снимается обычной мощной отверткой. Затем остаётся только открутить 6 винтов на 10, крепящих крышку сальника хвостовика 1, снять её, выпрессовать старый сальник 2 и запрессовать новый. Под крышкой - регулировочное кольцо 4 и безасбестовая прокладка 3 - прокладка стоит 9 центов, лучше купить зараннее. Собираете в обратной оследовательности, можно дополнительно положить герметик на швы стыковки. Сальник штока 5 меняется так же элементарно, достаточно поддеть его отвёркой. Сильно усердствовать не стоит, иначе сальник провалится и придётся снимать заднюю крышку КПП. Установка КПП производится в обратном порядке, рекомендую один верхний стартерный болт не закручивать - фиксация стартера и так отличная, а закручивать его нелегко. Временные затраты - если совместить с кулисой и все болты нормально откручиваются - два человека с хорошим набором инструмента, подъёмником и трансмиссонной стойкой справляются за 4-4,5 часа. Если где-то что-то заржавело или инструмент только обычные ключи - корректируйте временные затраты в большую сторону. Замена редуктора заднего моста Операция нечастая - редукторы сами по себе довольно живучи. Может понадобится для замены - мне именно с этой целью - установки редуктора LSD. Порядок операций следующий:
Установка редуктора не вызывает проблем. Хотелось бы обратить внимания на следующие моменты:
|