НАЧАЛО
ГИДРАВЛИКА
ХОДОВАЯ
ЭЛЕКТРИКА
САЛОН
ДВИГАТЕЛЬ
ТЮНИНГ
ОХЛАЖДЕНИЕ
КУЗОВ
ЮРИСТ
ФОТОАЛЬБОМ
ДОКУМЕНТАЦИЯ
ССЫЛКИ

Главная

 

Система охлаждения и отопления состоит из водяной помпы (насоса), термостата, радиатора охлаждения двигателя и отопления салона. Разумеется, не обходится без водяных патрубков, крыльчатки с муфтой, краников и заслонок печки.

Радиатор охлаждения двигателя

Радиатор охлаждения - основное приспособления для охлаждения рабочей жидкости двигателя. На BMW применяется медный двухрядный радиатор, с пластмассовыми верхним и нижним бачком.

Не секрет, что радиаторы редко выдерживают столь длительное время эксплуатации, страдают в авариях или по нерадивости владельцев. Конечно, я рекомендую всё же использовать оригинальные радиаторы, но не всегда это возможно. Поэтому приходится прибегать к некоторым хитростям и применять радиаторы российского производства.

Наиболее близок по форме, размерам и диаметрам патрубков радиатор от Москвич-412. Для установки его в Е21 необходимо:

  • перенести верхний патрубок на правую сторону;
  • запаять заливную крышку;
  • заменить шланг до расширительного бачка.

Такой способ можно использовать как ВРЕМЕННЫЙ и только для мотора М20. Ездить с такой конструкцией категорически не рекомендую - ибо колхоз.

Крыльчатка и термомуфта

Тесно с радиатором связана крыльчатка охлаждения. На Е21 М20 она 9-лопастная, установлена на шкив помпы и соединена с ним термомуфтой. Принцип действия прост - при низкой температуре мотора внутренняя и внешняя часть муфты (к которой и прикреплена крыльчатка) вращаются относительно друг друга, при нагреве связь между "половинками" муфты становится жёстче и при температуре двигателя около 100 градусов она заблокирована полностью.

Самая распространённая неисправность - сама муфта. Она не вечная, как может показаться. Новая стоит от 80 до 160 долларов. Используется муфта старого образца, с отверстием посередине - на более новых Е21 и тем более на Е30 используется муфта под гайку. При желании можно сэкономить в будущем, установив такую муфту - и параллельно заменив помпу, фланец помпы и шкив ремня привода помпы.

Снять непросто - требуется частичная разборка системы охлаждения:

  • слейте ОЖ из радиатора
  • снимите радиатор
  • отверните ключом на 13 гайку в центре муфты. Вал помпы необходимо заблокировать. Резьба на этом болте нормальная, а не левая, как может показаться.
  • после этого выньте латунный упор и снимите крыльчатку с муфтой.

Обратите внимание, что даже в фирменной документации на BMW иллюстрация по установке крыльчатки и муфты содержит ошибку - согласно документации муфта находится "за вентилятором". Однако в этом случае вы не сможете собрать конструкцию - не уместится радиатор. Перевернуть крыльчатку тоже нельзя - нарушится режим охлаждения, а сам вентилятор будет задевать по патрубку малого круга олаждения. Правильная схема - муфта находится "перед" крыльчаткой, в её соответсввующем углублении. Крыльчатка же прикручена, соответственно, к заднему фланцу муфты.

Обратная установка конструкции не вызывает проблем и выполняется обратно порядку разборки.

Термостат

Термостат используется стандартный, одинаковый для М20 и М50. Температура открытия - 80 градусов (можно даже ниже на пару градусов). Термостаты на 88 градусов (не редкость в наших магазинах) - не подходят! Так же можно установить термостат от VW Bora (Passat B4/B5, Golf, Audi A3) - он абсолютно такой же, подходит по размерам и температуре.

Порядок замены:

  • слейте ОЖ из радиатора
  • отверните три винта, крепящие крышку термостата
  • подхожите что-нибудь под термостат в районе генератора - ОЖ при выдёргивании термостата польётся прямо на ремень ГРМ!
  • потяните за термостат и выдерните его из корпуса
  • установите новый термостат поршем вовнутрь и резиновое кольцо
  • установите крышку термостата и заверните все три болта крепления. Рекомендую крышку ставить на герметик - возраст ибо, и крышки не всегда идеально прилегают.
  • залейте ОЖ, устраните воздушные пробки.

При нормально работающем термостате стрелка указателя температуры должна стоять строго вертикально.

Патрубки

Патрубки используются свои, не от чего не подходят. Внутренний диаметр - 36 мм. Колхозить не стоит - новый немецкий неоригинал стоит просто копейки. Наиболее часто выходящий из строя - S-образный патрубок от термостата к помпе (неисправность связана с хроническим тупизмом наших сервисменов, упорно ставящих неправильно крыльчатку, в результате чего она начинает "скоблить" по этому патрубку). Стоит 6,5-7 у.е. Остальные подешевле. Брать лучше комплектом.

В качестве патрубка от радатора к расширительному бачку можно использвать патрубок от радиатора до расширительного бачка от ВАЗ-2110 - длина перекрывается в два раза, диаметр немного больше (на 0.3 мм), поэтому лучше сажать на хомуты и герметик.

Печка

В наших широтах зимой без печки не обойтись. Вот только не всегда работает как надо.

Устроен отопитель элементарно. Радиатор внутри, на него подаётся воздух либо снаружи, либо из салона (регулируется заслонками и может смешиваться), а подаётся в салон либо в ноги, либо вверх, либо в соотношении 50/50 (тоже регулируется заслонками). Температура регулируется краником и заслонками.

Краник отопителя установлен в моторном отсеке, приводится в движении при помощи тросового привода. Краник ни от чего не подходит - только оригинал или BEHR. На разборе нечасто встречается. Радиатор отопителя алюминиевый, с пластмассовым бачком. По размером без доработки тоже никакой не встанет, поэтому, если попался рабочий - храните, пригодится.

Нередкая проблема - из-за выхода из строя тросовых привод предыдущий владелец удалил нижние заслонки. Устанавливаются, в принципе, за час, без разбора печки. Сами заслонки или печка в сборе для Е21 на разборе найти нереально, но заслонки можно сделать из стали или алюминия.

Тросовый привод обычно всегда исправен, просто выходят из строя фиксирующие его концы зажимы. На печке или кранике можно зафиксировать сталькой, крепко её скрутив так, чтобы она "обжала" конец оболочки тросика. Сложнее с панелью, где находятся регуляторы.

При снятии этой панели надо снять вращающие ручки управления и отвернуть два болта. Так же надо отвернуть три болта в верхней части, расположенные вертикально. Потом отсоединить фиксаторы от тросов управления нижними заслонками и краником - если этого не сделать - будете долго искать фиксирующие их скобы. После этого снять с вертикального "движка" ручку, поддеть панель и, рассоединив пластиковый замок практически около приборной доски, выдвинуть панель. Вынуть до конца её всё равно не получится, довольствуйтесь тем, что есть. Снять эту панель необходимо только в случае замены или ремонта тросовых приводов, и то, после того, как пару раз снимите - научитесь это делать без снятия панели.

Hosted by uCoz